ГРЕМЯЧЕВО: АЭРОДРОМ И 15 ТрАП

  • 19 Октября 2016, 19:52

О том, что в годы Великой Отечественной войны в посёлке Гремячево находились ещё один военный аэродром и учебно-тренировочный авиаполк, помнят жители этого посёлка и других поселений округа. Когда он возник и для чего был возведён? До какого времени существовал? Эти и другие вопросы продолжают волновать многих жителей городского округа г. Кулебаки.

Весной 1942 г. рядом с Гремячевом началось строительство военного аэродрома. На возведении данного объекта трудились почти все его жители, от старого до малого, привлекались также жители соседних с Гремячевом поселений - Сакон, Тёплова, Меляева и других. Все работы велись под руководством военных специалистов. Трудиться приходилось с раннего утра и до заката, работа была тяжёлая: участок, запланированный под аэродром, очищали от кустов и камней, затем выравнивали и утрамбовывали взлётно-посадочные полосы. Для технического персонала и службы охраны рядом с объектом создавались и оборудовались для проживания землянки. Для запаса горючего были построены склады. Аэродром был необходим для практической подготовки и  переподготовки лётчиков-пилотов на штурмовиках Ил-2. Практически через год после начала строительства объект был полностью готов.

Весной 1943 года на военном аэродроме появилась первая - 52-я отдельная - эскадрилья корректировщиков, затем на нём был дислоцирован 15-й тренировочный авиационный полк (15-й ТрАП). Прибывающих лётчиков расквартировывали в домах местных жителей.

Из большого количества пилотов более полутора десятка лётчиков, летавших на штурмовиках Ил-2 и впоследствии удостоенных высокого звания Героя Советского Союза, были горьковчане, среди них и наш кулебачанин Иван Иванович Петров. На Ил-2 всю войну провоевал и другой кулебачанин Семён Тимофеевич Киушкин, отмеченный за героизм и мужество боевыми орденами и медалями. Теоретически вполне возможно, что кто-нибудь из них тренировался в 15-м ТрАПе на Гремячевском аэродроме. Местное население довольно быстро свыклось с шумом летавших над головой штурмовиков Ил-2, так как до их появления над посёлком часто пролетали немецкие бомбардировщики на очередную бомбёжку горьковских заводов. Советский штурмовик Ил-2 в годы войны был одним из лучших боевых самолётов, гитлеровцы называли его «черной смертью», и согласно личному распоряжению Адольфа Гитлера немецкий лётчик, сбивший наш Ил-2, получал «Железный крест».

Трагическая дата, связанная с аэродромом и базировавшимся на нём 15-м тренировочным авиационным полком, - 9 мая 1943 г. В этот день экипаж в составе начинающего лётчика сержанта Александра Матвеевича Шакурина (первый перелёт, всего 14 часов налёта) и лётчика-наблюдателя лейтенанта Ивана Максимовича Гороховского, 29 лет,  совершавших в составе учебной эскадрильи перелёт по маршруту Саваслейка - Гремячево, пролетая над городом Кулебаки, почувствовали, что с машиной что-то неладно. Подлетая к Гремячеву, самолёт задымился, а затем над селом загорелся. Управлявший штурвалом горящего самолёта сержант А.Шакурин начал набирать высоту и согласно инструкции отдал приказ лейтенанту И.Гороховскому покинуть самолёт и прыгать с парашютом. После этого летчик стал уводить горящий самолёт от жилых домов и склада с запасами топлива в сторону, и только после этого сам выпрыгнул с парашютом.

Жители села наблюдали, как из задней кабины выбирается один из членов экипажа, а, выбравшись, дергает за кольцо парашюта. Это было ошибкой, купол парашюта открылся раньше, и его напарник зацепился за киль самолёта. Так вместе с самолётом лётчик рухнул на землю и разбился насмерть. Гроб с телом лётчика был установлен в местном Доме культуры (в клубе), в последний путь Ивана Гороховского провожали со слезами всем селом и похоронили с воинскими почестями. На его могиле был установлен памятник из фанеры со звездой наверху. За ней ухаживали сельчане, и, по воспоминаниям жителей села, на место последнего захоронения приезжали из Украины родственники погибшего.

«Мы подходили к Гремячево, высота 200, в это время в кабине стал дым, появилось пламя», — прочитал Игорь Клюкин в объяснении летчика Шакурина в Архиве Подольска. И далее: «Высота 300 метров, я стал убирать обороты, но вместо того чтобы снижаться, самолет полез вверх. Я давил на ручку, но она не поддавалась. Я приказал лейтенанту прыгать. Сам же, открыв фонарь, стал одной ногой на сиденье, другой ногой надавил на ручку управления, она не поддавалась. Я переступил через борт и выбросился. Найдя в воздухе кольцо, дернул его, парашют раскрылся».

Вскоре после этой трагедии, летом 1943 г. 15 ТрАП был отправлен на фронт.

Для жителей Гремячева 9 мая – дата скорби и памяти (с разницей в два года) стала двойной навсегда.

*****

Невозможно обойти молчанием судьбу выжившего лётчика – А.М. Шакурина. Рассказывает  исследователь, житель р.п.Гремячево  О.В. Смирнов:

«В поиске родственников Шакурина ключ дал его однополчанин – Георгий Петров, случайно найденный мной на одном из сайтов, где общаются бывшие пилоты ВВС.
Удалось выяснить следующее.
По окончании обучения А. М. Шакурин был направлен на фронт, воевал на Ленинградском и 1-м Украинском фронтах, летал на У-2 и Ил-2. Занимался авиаразведкой, в том числе на линии Маннергейма, под Псковом, в Германии. Во время полетов вступал в воздушные бои с противником, бомбил вражеские эшелоны и склады. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды и медалями.

После завершения Великой Отечественной войны остался в кадрах армии, в конце 60-х-начале 70-х годов служил заместителем командира 10-го отдельного разведывательного авиаполка в Щучине Белорусской ССР. Имел у сослуживцев репутацию выдающегося летчика и наставника.

Отзыв однополчанина о нём: «….чтобы стать профи, берись только за то, что ты можешь делать ОТЛИЧНО, а не «так, как все»... Я видел пилотов лучших, чем я сам, и всегда у них учился. Один Александр Шакурин чего стоил …Хороший человек и отличный лётчик…».

Освоил 9 различных типов самолетов. Заканчивал летать уже на МИГ-21. С лётной работы был не списан, предложили работу в штабе армии. Был назначен начальником Центра боевого управления. Скончался в 1981 году.

В Минске в настоящее время живет его сын Михаил Александрович с семьей, он тоже был пилотом. Фотографиями отца он поделился. Так вот, по словам сына, Александр Матвеевич не любил вспоминать про случай над Гремячевом, психологическую травму он тогда получил серьезную.

*****

Установленный деревянный памятник погибшему Гороховскому И.М. с годами  разрушился, а само захоронение пришло в забвение. В канун 70-летия Великой Победы эта несправедливость была исправлена. Получив официальное подтверждение историческому эпизоду 6 мая 2015 года  был установлен новый гранитный памятник.

В месте крушения самолёта Ил-2– на автомобильной трассе за Гремячевом в сторону Сакон – установлен памятный знак с моделью самолёта. Сейчас там нередко останавливаются проезжающие автомобили, их пассажиры знакомятся с надписью на памятном щите, фотографируют сам знак.

*****

...Время многое стирает с лика земли, разрушился от дождей памятник, со временем забылись фамилия и имя погибшего лётчика. Прошли годы, но из памяти человеческой навряд ли исчезнет скорбная страница из истории поселения. Гремячевцы захотели восстановить события 9 мая 1943 года вновь, ведь фактически экипаж самолёта спас поселок от неминуемой гибели.

Жители Гремячева вели долгий поиск сведений о героях. Первым начал его Виктор Васянкин, именно он в 2012 году обратился в областную газету «Земля Нижегородская», в которой 9 мая 2012 года вышла первая статья собкора газеты А. Курикова «Пылающий «Ил» над селом». К поискам подключился и брат Виктора - Валерий Вясянкин. Они ходили по домам старожилов Гремячева, расспрашивали о произошедшей трагедии. Затем к поискам подключился житель Гремячева О.В. Смирнов, который после публикации статьи в газете «Земля Нижегородская» с рассказами старожилов о том давнем случае также заинтересовался им. В одном из домов, в котором во время войны проживал лётчик полка, нашли фото лётной эскадрильи перед отправкой на фронт - последняя фотография. Поиски сведений о героях с подключением руководителя кулебакского военно-патриотического поискового отряда «Каскад» И. Ю. Клюкина приняли более масштабные размеры и начали давать положительные результаты, в архивах Минобороны были найдены рассекреченные документы - объяснительные сержанта А. Шокурина, а также бывшего командира 15 ТрАПа, по которым была восстановлена подробно трагедия того дня. При подготовке материала использованы статьи А. Курикова, опубликованные в газете «Земля Нижегородская» (в 2015 г.), и статья собкора газеты «АиФ» (приложение Нижний Новгород) Евгении Матвеевой за 2015 г..

По материалам статей газеты "Кулебакский металлист" -"Кулебаковедение. Гремяево: АЭРОДРОМ И 15 ТрАП" Николая  УЛЬЯНОВА, "Опрокинутое небо" Сергея КОЛОБАЕВА

Фото С.Колобаева, из Интернета, фото из личных архивов жителей Гремячево

Галерея